Обзор руля Thrustmaster T300 Ferrari Integral Racing Wheel Alcantara Edition
thrustmaster t300 alcantara T3PA
Выбор игровых рулей сегодня просто громаднейший и рассчитан на любой кошелёк. Конечно, примитивные крутилки рассматривать не будем, они того не стоят, дорогущие сборные комплекты тоже, это уровень не для периодических заездов под настроение, а уже для профессионального задротства. Популярные Logitech G29/920, равно как и все прочие G-рули, я тоже отложил в сторону, по совокупности факторов они мне не подходят (если интересно, напишу в комментариях почему).
В сухом остатке у нас Thrustmaster - производитель известный широчайшим ассортиментом игровых девайсов (за что его любят) и своей любовью к экономии "на спичках" (за что его ненавидят). Рулей у этого производителя - море разливанное, не только под любой кошелёк, но и вкус, и цвет, и запах. Главное преимущество Трастмастера над Лоджитеком заключается в модульности: базу, баранку, педали и КПП можно заменять и тасовать в любых вариациях. Отсюда и такое количество заводских комплектов под различные платформы, с разными рулевыми колёсами, педалями и прочей мишурой. Естественно, детали можно докупать отдельно, например, иметь несколько баранок: круглую под GT/ралли, штурвал под F1 и деревянную красоту для классических ретро авто. Наиболее популярной и желанной среди симрейсеров среднего звена является база Т300RS, есть как дешёвые комплекты с двумя педалями и простеньким пластиковым рулём, так и дорогие с педалью сцепления и "взрослыми" рулями отделанными кожей (молодого дермантина) или даже алькантарой (замшей молодого итальянца?).
Один из таких я себе и выбрал. Где покупать? Конечно не у нас. За интересующую модель барыги просят под сорок тысяч (с доставкой), что как-то жирновато. Лучше сэкономить десятку и заказать руль из всем известного немецкого магазина, а разницу отложить на нечто более полезное, например, шифтер. Так я и сделал. Здесь случился первый культурный шок - через три с половиной часа после заказа пришло уведомление с треком посылки и уже вечером она пробилась на немецкой почте. Второй культурный шок - кто-то из сотрудников Почти России заботливо исправил реквизиты получателя, которые немцы написали слитно (такой весёлой фамилии у меня ещё не было), переписав всё по-русски. Спасибо тебе, добрый человек.
И вот, всего за 14 дней я стал обладателем девайса с длиннющим названием: Thrustmaster T300 Ferrari Integral Racing Wheel Alcantara Edition.
Я не стал заказывать улучшенную упаковку за 5 евро и, как выяснилось, угадал: посылка и так дошла в идеальном состоянии. Оригинальная коробка просто лежала внутри транспортировочной из толстенного картона, размеры у них тютелька в тютельку, так что внутри ничего не болталось. Вес составил аж 10 кг 200 гр, плюс коробка неудобной для ручной переноски кубической формы. Поэтому, вспоминая, как я когда-то тащил 11-килограммовую посылку с монитором по весеннему солнышку, в этот раз забирал ценный груз на машине.
Коробка глянцевая, с изображениями руля и педалей, тщательно заклеена пломбами. Ручек и отверстий для переноски нет, тащи, как придумаешь.
Одна из сторон показывает внутреннее устройство механизма обратной связи.
Внутри сразу встречает лоток из прессованной бумаги и на самом видном месте лежит баранка, упакованная во вспененный полиэтилен.
Рядом разложена прочая мелочь: кабель питания, мощная металлическая струбцина и увесистая железная деталь с резиновым грибком (о ней позже).
Под лотком плотно уложены база - ох, и тяжёлая она на самом деле, и педали.
Здесь же лежит кронштейн крепления базы к столу/кокпиту. Лёгкая пластмасска с лапками, что на фоне струбцины, которой она притягивается, вызывает определённые вопросы о надёжности.
Картонный кружок предохраняет корпус от воздействия винта, который вкручен в муфту крепления руля.
Так как у Thrustmaster развита модульная экосистема, рассмотрим каждую деталь именно в таком ключе.
Рулевая база T300 Racing Wheel Servo Base
Пожалуй самая популярная рулевая база у Трастов, охватывает широкий ценовой диапазон - в зависимости от комплектации разница в стоимости может достигать десяти тысяч рублей. Корпус с приятным дизайном выполнен из шершавой пластмассы, достаточно компактный, занимает на столе не так много места, как может показаться изначально.Рулевой вал установлен под углом 19 градусов и покоится на двух шарикоподшипниках различного диаметра. Их, кстати, можно найти в автомагазинах, если вдруг понадобится замена, в сети писали нужную маркировку.
На лицевой части есть переключатель PS4-PS3, для ПК нужно переключать во второе положение, яркий световой индикатор и кнопка Mode рядом с ним. Mode - своего рода "быстрый доступ" к некоторым функциям, типа смена режима работы педалей газа и сцепления, изменение угла поворота руля на лету и т. д.
Справа вынесены две кнопки L3 и R3, нажимаются мягко и с коротким ходом. Выключателя питания база не имеет, сразу запишем это в недостатки. Выручает только розетка, которая есть под рукой, можно воткнуть вилку не вставая с кресла.
Сзади под наплывом корпуса прячутся порты связи с комплектующими: выход для педалей, для КПП, несъёмный провод USB для подключения к ПК/консоли, четырёхконтактный разъём для питания.
Последний очень тугой и его обязательно нужно вставлять до упора, если вдруг база не включается или пропадает питание - проверьте в первую очередь надёжно ли вставлен этот коннектор. А вот USB зря сделали несъёмным, подключаться "в базу" гораздо удобнее и практичнее, чем всякий раз прокладывать провод до системника.
Нижняя сторона открывает нашему взору массу винтов, три отверстия для крепления базы, резиновые ножки для сопротивления скольжению и, конечно, наклейку с "любимой" всеми надписью Made in China.
Благодаря большому выступу база не только лучше фиксируется на столе, но и занимает меньше места.
T300RS обладает продвинутым механизмом обратной связи: рулевое колесо связано с электромотором через два ремня, никаких прямых зубчатых передач. Это и есть ключевое отличие базы от младшей и более дешёвой модели Т150 (не трактор!), где ремень только один и таки присутствует прямое соединение шестерён а-ля Logitech, но хотя бы нет такого шума и биений. Максимальный угол поворота руля, кстати, у обеих баз одинаковый - 1080 градусов или три оборота от упора до упора.
Весь внутренний механизм 300-ки собран на толстом металлическом основании, пластик внутри также отличается особой толщиной и сортом для повышения прочности, мягкий ABS идёт только на внешнюю отделку.
Массы базе добавляет и встроенный блок питания, интересно, что он здесь трансформаторный, а не импульсный, как в большинстве современных электродевайсов. Это может (в теории) прибавить надёжности, но порождает одну особенность. Ведь трансформатор, что делает? Гудит. Вот и здешний тоже слышно, если наклониться поближе к базе. Мелочь, конечно, но зря блок питания не сделали выносным, как на старших моделях. А ещё пожалели компаунда на заливку, отсюда и паразитные звуки.
Производитель обещает бесколлекторный электромотор промышленного класса, отвечающий за обратную связь, что должно положительно повлиять на надёжность. Мотор не самый слабый, в обзорах намерили больше 4 nm, а этого хватит, чтобы повыкручивать вам руки. Корпус имеет развитое оребрение для охлаждения, которое обеспечивается вентилятором, работающим по датчику температуры. Вентилятор шумный, ему не помеха ни наушники, ни грузовики на улице. И хотя включается он нечасто, а работает ещё меньше, я уже готов его поменять, при первой возможности куплю подходящий по размерам Noctua (60 мм х 25 мм), в сети как раз видел подобную модификацию:
Запиливать жидкостное охлаждение я, конечно, не буду. А в некоторых отзывах писали "на фоне компа не слышно". Мои соболезнования вашим ушам.
Корпус базы усыпан вентиляционными отверстиями, но если приглядеться, видно, что проход воздуха сильно перекрыт рёбрами жёсткости. По хорошему их нужно убрать и охлаждение заметно улучшится. Забор холодного воздуха происходит на правой стороне, выброс нагретого, чуть не написал отработанного, через левую, где расположен мотор.
Поток воздуха достаточно заметный, чтобы почувствовать его ладонью. В одной из последних прошивок ввели режим постоянной работы вентилятора, который активируется комбинацией кнопок Mode + крутилка Main вправо. Если не жалко уши, можно смело им пользоваться, и блоку питания будет полегче, ведь он охлаждается тем же вентилятором.
Крепить рулевую базу можно как штатным кронштейном со струбциной, так и непосредственно винтами сквозь плоскость. Последнее актуально для кокпитов, где руль устанавливается раз и навсегда. Причём, резьба нарезана не в закладных гайках, а в самой пластине-основании, так сказать шасси, на котором собран весь рулевой механизм. С таким подходом растрескивания пластика и отрыва базы можно не бояться.
Опасения насчёт крепежа всё-таки были, ведь у моего многострадального стола есть выступ на нижней стороне столешницы и я не знал будет ли он мешать кронштейну? Но случилось чудо:
Пластиковая лапа огибает злополучный выступ с зазором в миллиметр. Этому факту я был рад, наверное, больше, чем самому рулю. Попутно заправил туда же и провода, чтобы не мешались на столе.
Струбцина не мешает ногам, не дребезжит, затягивается достаточно удобно. Стол у меня полированный (был когда-то), в итоге база присасывается к нему резиновыми ножками и в сочетании с кронштейном сдвинуть проще сам стол с почти 50-килограммами аппаратуры, чем оторвать руль.
Крепление рулевых колёс реализовано через "быстросъёмный" механизм. Кавычки я не случайно поставил, так как для снятия/установки баранки нужно:
а) открутить отвёрткой винт крепления;
б) открутить руками муфту;
в) наконец-то снять баранку.
Учтите, что все операции происходят в ограниченном пространстве между базой и рулём. Традиционно для Трастмастер весь "quick release" выполнен из пластика, но, если судить по отзывам с форумов, это наименее проблемная часть базы. Справедливости ради отмечу, что сам рулевой вал (его не увидеть без доп. разборки) цельнометаллический, на него же напрессованы подшипники.
Часто в отзывах встречаются жалобы на самоотворачивание руля при незатянутом винте. Я винт тоже не затягивал, но муфта держит крепко, даже раллийные заезды не смогли её ни отвернуть, ни просто ослабить.
Сегодня идёт уже четвёртая неделя активной рулёжки и крепление держит. Как я понимаю, муфту достаточно просто хорошо затянуть от руки.
Электрическое соединение руль-база выполнено в виде разъёма PS/2, ответные части которого, как немногие помнят, нужно между собой точно совмещать.
Ну, вы поняли, с одной стороны быстросъёмность не слишком удалась. С другой стороны, возможность заменить баранку, либо иметь их несколько под разные гонки, либо просто компактно уложить всё это барахло на хранение - дорогого стоит.
Некоторые владельцы сталкиваются с самопроизвольным включением паузы в игре. Причиной этого может быть как раз плохой контакт между рулём и базой, можно приблизить друг к другу разъёмы подложив под винты тонкие шайбы. Либо просто подтянуть муфту.
Общее качество сборки базы на достаточно высоком уровне: корпус не скрипит, внутри ничего не болтается, рулевой вал установлен и вращается без люфтов и биений, кнопки мягко и чётко нажимаются. Недостатком можно считать некоторый шум при вращении руля на большие углы, всё-таки ременная передача не бесшумна. Но это не идёт ни в какое сравнение со звуками механизмов Logitech, на Т300 можно ездить ночью, не боясь перебудить всех соседей. Также придраться можно к шумному вентилятору и излишне яркому индикатору Mode.
Педальный блок T3PA
Данные педали можно получить как в некоторых комплектах, так и приобрести отдельно. Блок крупный, массивный, хотя и выполнен по большей части из пластика.Имеет три широко разнесённые педали с металлическими накладками. Под мой 45-й размер ноги в самый раз. Накладки можно передвигать в стороны, регулируя расстояние между педалями, на акселераторе дополнительно изменяется высота накладки. Есть также вставочки, переворачивая которые немного меняется угол наклона педали. Если кому-то не нравится расположение педалей в одной плоскости, их можно выставить лесенкой, похимичив с этими вставочками. Что я и сделал уже через пару дней использования с акселератором. Винты крепления заворачиваются в закладные гайки, особенно усердствовать с затяжкой не стоит.
Несмотря на то, что накладки выглядят дёшево и пластмассово, они всё же из металла (алюминий или какой-то сплав с ним) и приятно холодят ноги в летнюю жару.
Пластиковые рычаги педалей с резиновыми прокладками для уменьшения стука в крайних положениях, установлены на металлические основания, в них же упираются пружины.
Усилие нажатия у каждой педали своё: акселератор самый мягкий, сцепление пожёстче, тормоз наиболее тугой. Длина ходов у педалей одинаковая и составляет 5,5 см (измерение по верхнему срезу рычага).
Дозировать нажатие получается без проблем, мёртвые зоны минимальные и не мешают. Но если уж придираться, газ не мешало бы слегка усилить. А ещё электрическая часть выполнена на потенциометрах, что аукнется в будущем сами понимаете чем.
Вибромоторчиков для имитации работы АБС ни T3PA, ни прочие модели от Thrustmaster не имеют. При большой необходимости нужно разводить колхоз, а можно просто придвинуть ближе сабвуфер - вибраций будет предостаточно и не только при торможениях. Я именно так и сделал.
Корпус педального блока целиком из толстой пластмассы и имеет минимум дизайнерских откровений. В этом заключается его главное достоинство - плоские гладкие поверхности легко содержать в чистоте, провёл салфеткой и готово. Площадка для ног такая же пластмассовая, но сделана шершавой для лучшего упора.
К счастью эта шершавость не трёт кожу и не рвёт носки, а размера достаточно не только для пяток, можно и ступню поставить.
Снизу блок имеет резиновые ножки для сцепления с гладкими поверхностями, для ковровых покрытий приспособлений нет. Впрочем, у меня он и по голому полу постепенно уезжал из-под ног при торможениях, проблему решил кардинально - прикрутил планочку саморезами прямо в пол и упёр в неё блок. Присутствуют отверстия для крепления к кокпиту.
Провод выходит из центра базы и прокладывается по одному из двух кабель-каналов, выходя с левой или правой стороны блока. Случайно передавить его уже не получится.
С устойчивостью при выжимании тормоза здесь всё отлично, широкая полка позади педалей не даёт блоку перевернуться, чем не редко грешат более дешёвые аналоги. Ближайший пример - двухпедальный блок от того же Трастмастера (атомное дерьмище).
Приятная фишка: в комплекте идёт мод для педали тормоза в виде вот такой загогулины.
Она устанавливается за педалью с помощью винта и шестигранника, а положение резинового грибка регулируется его вращением. Теперь тормоз превращается из линейного в прогрессивный - усилие торможения регулируется больше силой нажатия, чем ходом.
Интересная штука, но требует как крепкой фиксации педального блока, так и кресла без колёс, иначе выжать педаль просто не выйдет - усилия на ней возрастают просто в разы. Крепкая нога также приветствуется.
Существует продвинутая версия педального блока под названием T3PA Pro. Она цельнометаллическая, с возможностью без доп. переделок перевернуть педали, превратив их в подвесные. Но конструктивно сами механизмы там идентичны пластиковому блоку, поэтому и переплачивать за Pro'шку никакого смысла нет - по уровню надёжности они одинаковы. Лучше сразу ориентироваться на что-то из ассортимента Fanatec или лучше.
Подключаются все педали Thrustmaster через "телефонный" разъём RJ-11 со смещённой защёлкой (скорее всего, чтобы не пытались подключать их к телефонам или dial-up модемам). Также трастовские базы понимают педали от Logitech через простейший переходничок, что можно спаять самому или купить в сети. Поэтому, если у вас в загашнике таковые валяются, не спешите избавляться - это отличная альтернатива T3PA.
Рулевое колесо Ferrari 599XX EVO
Наверное, самая популярная баранка для базы Т300 и неспроста. Является репликой настоящего руля Ferrari 599XХ, отличаясь общим размером и парой кнопок. Основа руля металлическая, центральная часть толщиной ~ 2,5 мм, сзади прикручен пластиковый блок с кнопками. Диаметр баранки 30 сантиметров по широкой части, снизу она скошена. Обод в поперечном разрезе овальный для лучшей ухватистости, в зоне хвата 10-2 есть утолщения. Да и вообще куда руки не положи, везде удобно, сразу чувствуется, что руль проектировали не для игрушки, а для настоящего автомобиля. Весит всё это добро примерно 1200 гр. Центровочное колечко кожаное, прошито вместе с алькантарой.Кнопки круглые мягкие, с чётким ходом, чёрная кнопка имеет более жёсткое нажатие. Подписаны интересно: Flash, Pit, Radio и т. д., то есть полностью копируют оригинал, в играх же придётся вспоминать что и куда назначено, ведь определяются они как 1, 2, 3 и так далее. Справа внизу установлен двухпозиционный нефиксируемый переключатель, в него тоже встроена кнопка, так что на эту фиговинку можно повесить аж три функции сразу! Только форма у него неудобная, выскальзывает из пальцев, и на оперативное переключение рассчитывать не стоит.
Присутствует на руле и крестовина, что по качеству нажатия даст фору геймпаду Xbox One: ход короткий, чёткий, и люфты полностью отсутствуют. В играх она определяется как привычный D-pad. По центру руля, в окружении винтов крепления, расположилась эмблема Ferrari. Жаль, что её не совместили с кнопкой, а ведь место там есть - под пластмасской простукивается пустота.
С обратной стороны баранки установлены подрулевые лепестки, они металлические, слегка выгнуты к водителю, с чётким кликом и достаточно большие, чтобы до них дотянуться при самых разных положениях рук.
Чтобы лепестки не стучали в крайних положениях, производитель озаботился наклейкой резиновых прокладочек.
Световыми индикаторами, ЖК-дисплеями и прочим интерактивом руль не оборудован.
В целом, после геймпада не хватает разве что стика для вращения камеры и нормальных обозначений кнопок. Подумываю прикупить набор наклеек для ноута и промаркировать их самостоятельно.
Обод руля обшит чёрной алькантарой, за что в основном эту модель и ценят. Материал действительно классный с предельно коротким и нежным ворсом, крайне приятный на ощупь. На нём не почти не остаётся следов от касаний, руки не скользят и не потеют, что важно в длительных заездах. Алькантару ещё называют искусственной замшей, но относительно неё здесь не стираются руки при быстрой рулёжке, она не красит кожу и вообще ведёт себя максимально нейтрально. Мелкий сор и пыль не задерживаются в ворсе и чистится он без каких-то особых ухищрений. Насколько долговечно такое покрытие на износ ещё предстоит проверить, пока что никаких видимых изменений не происходит.
Обратите внимание на качество строчки - шов безупречный.
Проклейка стыков на аналогичном уровне, ни следа клея, углы не топорщатся, под материалом ничего лишнего не прощупывается.
В целом колесо очень удобное, цепкое и в то же время достаточно мягкое, под отделкой есть упругий наполнитель. Выпускать его из рук совершенно не хочется. Да что там, такую баранку не стыдно поставить на видное место, как настоящий гоночный аксессуар.
Программное обеспечение
Здесь всё просто: ставим драйвер со страницы производителя, подключаем руль, он калибруется и готово! Панель настройки девайса меняется со стандартной на фирменную, здесь же можно проверить версию драйвера и прошивки базы, а также скачать обновления драйвера. Моя база пришла с 25-й версией ПО двухгодичной давности.Для прошивки есть специальная утилита, запускаем её, соглашаемся, и вот всё готово - у нас свежая версия 28.
На первой вкладке можно регулировать угол поворота и калибровать педали/руль. На соседней имеется набор тестовых эффектов, некоторые из которых выглядят достаточно жутко. Последняя вкладка позволяет тонко настраивать как общее усилие обратной связи, так и отдельные её параметры.
В сети рекомендуют убирать в ноль параметры "Сила рессор" и "Сила амортизаторов", мол, игры регулируют их сами и дефолтные 100% вносят сильные искажения. От себя добавлю, что в большинстве случаев это действительно так: руль излишне тяжёлый, бьёт по рукам, а фидбэк переполнен "мусором". Но в некоторых играх без этих параметров фидбэка как такового не будет.
При верном подключении руль должен определяться в системе как Thrustmaster T300RS FFB Racing Wheel. Если написано что-то другое, следует переустановить драйвер, либо переподключить базу. Иначе устройство будет работать неправильно, тонкие настройки пропадут и в играх работать будет как чёрт знает что.
Обратная связь в играх и общие впечатления
Ну вот и добрались до самого интересного - использования девайса по прямому назначению.DiRT Rally
Эта игра отлично раскрывает возможности базы Т300. Реакции на тип покрытия, колеи, ямы, уклоны, тип привода авто, плюс масса мелких эффектов... Первые заезды я боролся с рулём, после некоторых настроек внимание переключилось на машину и стало очень интересно. Неудачные прыжки отзываются тааакииим ударом в руль, что его становится жалко и ехать начинаешь аккуратнее. Наконец-то стало возможным передвигаться на заднеприводных авто и даже приезжать в первой пятёрке.
Через Стим Воркшоп можно скачать как официальную настройку для Т300, так и кастомные от других пользователей.
DiRT 3
Здесь всё конечно проще в разы в плане поведения авто, но обратная связь хорошая и вполне информативная, можно без особой подготовки мести хвостом в поворотах, машина ощущается и отлавливается на ура (все помощники управления отключены). Немного убавил в игре усилия фидбэка, чтобы руль не был настолько тугим, как предлагается по-умолчанию. На радостях даже добил 30-й уровень.
DiRT 2
В своё время с большим удовольствием прошёл её на клавиатуре, теперь можно повторить это и на руле. Поддержка девайса полная, обратная связь мощная и, как мне показалось, даже подробнее, чем в DiRT 3. Физика хоть и простовата, но приятная и хорошо сочетается с фидбэком, позволяя валить на все деньги почти без привыкания. И, самое главное, получать от этого удовольствие.
Кстати, на Windows 10 игра запустилась и заработала без нареканий. Нужно лишь установить последнюю версию GFWL.
Race Driver: Grid
Я проходил её на клаве, проходил на геймпаде, теперь пришло время обновлять личные рекорды на руле. Несмотря на аркадность игры здесь интересная физика с перчинкой, так сказать, и хорошая, достаточно подробная обратная связь. Разве что в дерби стоит убавлять усилие, а то база слишком старательно отрабатывает постоянные удары о соперников и стены. Угол поворота лучше ставить на 270 или 360 градусов, не больше. Ездить очень приятно и хочется ещё.
Grid 2
Кроме общей деградации относительно первой части, здесь упростили и обратную связь. Она есть, она достаточно мощная, но детализации эффектов сильно не хватает: чувствуется обочина, поребрики, брусчатка, и на этом собственно всё. В итоге ездить можно и очень быстро, хно такого удовольствия, как в первой части игры, уже не получаешь.
Forza Motorsport 6: Apex
Бесплатная игра из магазина Microsoft, отличилась тем, что изначально не имела поддержки рулей вообще, их добавили заметно позже. А также работой виброкурков на геймпадах Xbox One. Теперь рули поддерживаются и даже корректно определяются игрой, фидбэк достаточно подробный, машины чувствуются хорошо. Единственное, что аквапланирование не отрабатывается рулём, т. е. машина всплывает, а руками ты продолжаешь ощущать дорогу. Впрочем, чему удивляться, просто перечитайте начало абзаца.
NFS Underground 2
На попытки заставить игру адекватно видеть руль я убил добрых четыре часа. В итоге всё получилось и выяснилось, что здесь приличное количество настроек именно для баранки, если даже регулировка обратной связи и (не совсем уверен в переводе) угла поворота колёс. Фидбэк очень мощный, его пришлось убавлять до трети, и присутствует в полной мере: есть и ощущение покрытия, и неровностей, даже во время прыжков руль пустеет, а затем следует удар от приземления. Машина ощущается полностью и со всеми особенностями: привод, развесовка, настройка подвески и пр. Подрулевые рычажки чётко отщёлкивают передачи, крестовина и кнопки работают и в заездах, и в меню. Лепота! Игре, на минуточку, четырнадцать лет, а удовольствия в разы больше, чем от последнего Payback.
NFS Payback
Здесь возникла странная ситуация с чувствительностью руля в околонулевой зоне, такое ощущение, что где-то включилась нелинейность. В результате ездить просто невозможно, т. к. сначала на полоборота руля колёса поворачиваются буквально на несколько градусов, а потом идёт быстрый выворот их до упора. На геймпаде всё работало нормально и линейно. Но даже если получится настроить управление, какое-то удовольствие баранка вряд ли доставит - в игре весьма примитивный и ненавязчивый фидбэк. А с пустым рулём ездить удовольствие сомнительное.
Assetto Corsa
Продравшись через тернии гениально-идиотского меню, я нашёл отличную обратную связь: она плотная, подробная и информативная вплоть до ощущения заноса задней оси - успевай только на него среагировать. Я даже ничего не настраивал в игре, кроме осей, и сразу такой приятный результат. Во многом это и заслуга хорошего физического движка игры, который в паре с отличным фидбэком позволяет прекрасно чувствовать и различать поведение каждой машины. Assetto Corsa одна из тех игр, что раскрывают все возможности рулевой базы и дают понять за что ты отдал деньги.
А ещё в этой игре есть Ferrari 599XХ. Эффект присутствия бомбический.
Spintires: Mudrunner
Не ожидал, честно говоря, каких-то откровений, но неожиданно обнаружил здесь неплохую обратную связь! Руль реагирует на ямы и кочки (брёвна почему-то игнорируются), в колеях его колбасит туда-сюда с такой силой, что держать машину одной рукой становится некомфортно. С таким раскладом копошиться в грязюке стало намного интереснее, не хватает только коробки механической (поддержка которой здесь также присутствует!). Мне кажется, именно в этой игре должна стоять пометка "обязателен руль с обратной связью", потому что одно дело кнопочку нажимать, и совсем другое физически наматываться на баранку, удерживая грёбаный лесовоз от сползания в грёбаный овраг.
В самой игре фидбэк не настраивается, поэтому надо убавлять его силу через драйвер самого руля. 75% - явный перебор, по крайней мере для машин с гидроусилителем. После четырёхчасового заезда я устал, будто на настоящей машине по болотам ездил.
BeamNG: Drive
Вот уж где надо тестировать фидбэк на детальность, так это на здешних полигонах. Во-первых в игре реализована отличная обратная связь с реакциями на покрытие, уклоны, ямы-кочки и прочее. Во-вторых, можно выбирать машины с различным типом привода и тестировать их в любых сценариях, например, подрифтить на маслкаре где-нибудь в джунглях или погонять на грузовике с прицепом через полосу препятствий. Да и просто поучиться ездить, благо есть и вид из салона, и поддержка тысячеградусных рулей, и шифтеров, и в меню целая масса разнообразных настроек.
Euro/American Truck Simulator
Как не прискорбно, но это игры аутсайдеры по качеству фидбэка. Эффектов минимум, а те, что есть полностью повторяют вибрацию на геймпаде. Если оставить по дефолту силы рессор и аммортизаторов в панели настройки руля, то в игре баранка становится дико зажатой, если убрать в ноль, руль полностью пустеет и даже не возвращается во время движения. Для себя выбрал 60%: руль умеренно упирается, при маневрировании его можно вращать ладонью, в то же время присутствует возврат в ноль на ходу и на скорости он наливается приятным усилием. Зато вибрации от мотора такие, что трясётся всё и постоянно, в игре их лучше убрать почти на самый минимум. Выезды на грунт и траву заставляют баранку страшно мотыляться влево-вправо с частотой зависящей от скорости грузовика. Эффект примитивный и до жути неприятный. Из хорошего: реакция руля на канализационные люки, рельсы, некоторые температурные швы на мостах, на редких префабах отрабатываются неровности дорожного полотна. Повторюсь, этого крайне мало и всё то же самое присутствует в виде вибрации на геймпадах.
В общем с обратной связью в этих играх странная ситуация, ищу в сети варианты настроек.
Дополнение. С патчем 1.35 SCS серьёзно изменили обратную связь в игре. Появилась даже имитация работы гидроусилителя, например, заглушив двигатель, получаешь скачок усилия на баранке. Единственный старый эффект, портящий картину - грунт и трава, он такой же убогий. В остальном всё хорошо, руль информативный, приятный, вызывает желание сделать ещё рейс.
Дефолтные игровые настройки, конечно, никуда не годятся. Поэтому
18 Wheels of Steel: Pedal to the Metal
А вот не смейтесь, старушенция верно определяет руль и оси, а грузовики адекватно на всё это реагируют. Обратной связи, конечно, никакой не ждите, но просто порулить - легко! Игра какая-то уникальная, не только свободно работает под Windows 10, но и поддерживает современные рули. Зачёт!
Прочие игры от SCS
Ситуация примерно та же, что и в РТТМ - руль работает, фидбэк нет. Зато ездить получается необычайно плавно и точно, чего получалось добиться на геймпаде.
Сейчас, после многих часов рулёжки, когда эмоции улеглись, а скилл владения баранкой подрос, можно поговорить о руле в целом.
Итак, стоит ли руль своих денег? В импортной рознице да, в нашей - крайне сомнительно. Хотя не редко замечал минимальную разницу в стоимости между G29 и Т300 (даже с алькантарой), в таком случае выбор однозначно за вторым.
Правду ли пишут про реалистичную обратную связь? Да, фидбэк здесь определённо классный и даёт ощущения близкие к настоящему рулю. Он может быть сильным и в то же время мягким, спасибо ременному приводу, здесь не теряется связь с машиной в поворотах и приятный, плотный "ноль". Силы в 75% для начинающих будет даже слишком, можно смело убавлять. В этом плане у базы есть некоторый запас и на более тяжёлую баранку. Например, в сериях DiRT/Grid от Codemasters я дополнительно в настройках игр уменьшал усилия до 40-50%, в противном случае баранка дико бьёт по рукам. На полной мощности руль вполне способен и травмировать ребёнка лет до 10. Будьте осторожны, пуская детей порулить.
Стоит ли баранка из алькантары переплаты в несколько тысяч? Смотря для каких целей берётся руль. Если поездить пару часов на выходных, то вряд ли. А вот серьёзно погонять, да в разные типы гонок - определённо стоит.
Есть ли смысл в базе типа Т300 для игры только в ETS2/ATS? С версии 1.35 - да, определённо, ощущения будут весьма реалистичные.
А для приличных симуляторов? Однозначно да! База достаточно сильная и быстрая, чтобы вовремя реагировать на ситуацию в игре. Пока что я ни в одной более менее серьёзной игре не видел задержек в управлении - везде была молниеносная реакция на действия рулём и педалями. То есть можно не только ездить, но и показывать неплохие результаты.
Доволен ли я покупкой? Безусловно. Более того, теперь я хочу и коробку передач.
Сопутствующая доработка монитора
Немного ранее, обзавёлся вот такой лапой для крепления монитора.Толку от штатной подставки не было никакого, единственная регулировка наклона дисплея давалась с таким трудом и скрипом, что я сделал это один раз и больше не трогал. А ещё тяжёлый монитор на тонкой ножке покачивался влево-вправо от малейшего прикосновения к столу. Единственное её достоинство заключалось во внешнем виде - прозрачная ножка создавала эффект парящего дисплея.
У новой ноги всё серьёзно: толстый металл, крепление струбциной за край столешницы или вовсе сквозь неё, кабельменеджмент (скрытая укладка проводов то есть), плавная регулировка высоты с помощью газ-лифта, регулировка выноса, ну и наклоны/повороты естественно также присутствуют.
Очень удобно и практично. Получилось и проводку уложить, чтобы не мешала двигать экран и в целом выглядела опрятно.
Правда для установки такой ноги пришлось разбирать монитор до самой матрицы, но, что поделаешь - красота требует жертв.
Для чего это было сделано? Во-первых, тяжёлый экран больше не качается. Во-вторых, его можно опустить достаточно низко, на штатной подставке дисплей стоял высоковато, либо задрать в небеса при необходимости. Ну и в-третьих, при наличии руля можно подвинуть монитор ближе к себе, чтобы не терять видимую диагональ экрана.
Благодарю за внимание.
Крайне познавательная и интересная статья получилась! Спасибо!