Это вряд ли возможно.
А если не возможное возможно? ) Попробуем? Думаю стоит попробовать. ) Итак, два подопытных. Питербилт 359, 85 года, с дневной кабиной и Фредлайнер Каскадия, со здоровенной обтекаемой кабиной.
Так кто же кого? Говорите Каскадия безоговорочно, наповал завалит по сопротивлению воздуха 359го? Хорошо, принято, но я вот сомневаюсь. Имею право, так сказать. Сомневаться то я сомневаюсь, но специалистом в области аэродинамики не являюсь и здесь таковых не вижу, потому обращусь к стороннему источнику, дабы получить какие никакие разъяснения по этой теме и уже на их основе строить свою логическую цепочку, может и не верную, но свою. Дабы не забивать мозги кучей формул, в которых ни я, ни большинство здесь присутствующих нифига не поймем, обратимся к Википедии. Источник конечно так себе, но нам много и не надо, хотя бы основы. Итак, Википедия, статья Аэродинамика автомобиля. Первое, что находим, формула этой самой "силы сопротивления воздуха" -
Pv = cx·S·v2·ρ/2, где S – площадь фронтальной проекции автомобиля, м2; v – скорость движения автомобиля относительно воздуха, м/с; ρ – плотность воздуха, кг/м3; cх – коэффициент аэродинамического сопротивления.
Википедия выделяет два основных параметра, влияющие на эту самую силу. Первый это тот самый пресловутый сх - коэффициент аэродинамического сопротивления, а второй площадь фронтальной проекции. С первым думаю все знакомы, второй площадь этакого отпечатка на стене, если на эту стену спроецировать наш автомобиль. Уже из этого становится понятно, что для уменьшения силы сопротивления, нам нужно, либо сделать автомобиль более обтекаемым(что само по себе весьма непросто), либо уменьшить его лобовую площадь. Теперь обратимся к нашим подопытным. И что мы видим? А видим мы, что Каскадия имеет практически максимально возможную для грузовика площадь фронтальной проекции. Она заняла практически весь допустимый габарит. А что же 359й? А он по площади, как минимум вдвое меньше Каскадии, что вполне позволяет ему компенсировать отставание от Каскадии по сх и как минимум выровнять формулу, по отношению к Каскадии. То по одной из составляющей формулы, 359й сильно переиграл Каскадию и на много при чем. А что же там с сх, так ли всё очевидно? Давайте попробуем разобраться. Данных по Сх этих грузовиков у меня нету, но давайте обратимся к легковым. Несколько не корректно, но общее представление увидим. Старые, древине авто 50х, имеющих аэродинамику кирпича, выдавали Сх в районе 0.50, а современные, продвинутые в аэродинамики легковушки выдают что то в районе 0.30. То есть на полностью закрытых кузовах, за более чем полвека, не удалось даже в двое увеличить разрыв. Видать совсем непросто этот показатель дается. на грузовиках всё еще сложнее. Давайте попробуем сравнить, хоть бегло. Так ли очевидно преимущество Каскадии. Итак: 359й - абсолютно ровный, низкорасположенный, без отверстий бампер. Каскадия - бампер хоть и закругленный, но выше стоит и имеет отверстия для прохода воздуха , плюс утопленные противотуманки. Мое мнение, 359й здесь выирывает, ибо меньше возуха уйдет блуждать в подвеске и прочих премудростях снизу, никаких завихрений в решетке и в районе противотуманок. Передние крылья у Питербилта вполне обтекаемый, ничуть не хуже Каскадии, фары хоть и выступают, но довольно приятной в плане аэродинамики формы, плюс ко всему у Питербилта крыло и фара занимают куда меньшую площадь. Размеры радиаторной решетки примерно равны, но у Каскадии куда плавнее переход к капоту, тут она конечно выигрет, немного, но выиграет. Выступающие воздуханы дают минус Питеру, как и зеркала, более примитивной формы. Небольшой, но минус. По низу, ввиду отсутствия на Каскадии боковых щитков, вряд ли они чем то отличаются, в плане аэродинамики. Что у нас осталось? Кабина? Боковые панели примерно под одинаковым углом, стекло выглядит похуже на Питере, но не катастрофически. Но размеры? При сравнительно небольших отличиях в обтекаемости, он имеет просто крохотную кабину, в сравнении с Каскадией. На этом фоне, торчащие, но вполне гладкие, трубы Питербилта, как по мне уже погоды не делают. Для вас очевидно, что Каскадия выиграла? Лично для меня нет. Но и это не всё. Что нам еще ведает Википедия? А ведает она нам очень интересное предложение -
Наличие силы сопротивления воздуха объясняется тем, что при движении автомобиль сжимает воздух, находящийся перед ним, и там образуется область повышенного давления, и разрежает воздух позади себя, где образуется область пониженного давления.
Каково? Простыми словами, автомобиль тормозит не только набегающий поток, но и мешок с разрежением, позади него. Этакий парашют сзади. Теперь смотрим на Питербилт - за меленькой кабиной, да еще и закругленной, вряд ли получится получить слишком большую зону разрежения, слишком малы размеры. А что у Каскадии? Ба, вот это задница, вот это размеры. Представляете какой вихрь, позади этой громадной кабины? Немногим меньше, чем за фурой. Вы еще верите, что Каскадия более обтекаема? ))
Какой же вывод из всего этого? Что даром конструкторы бьются над аэродинамикой, аэродинамические тягачи не нужны? Нет конечно. Каскадия обыграет 359го, но если будет полнокомплектная, с боковыми щитками, как минимум и к ней будет прицеплена фура, которая возьмет на себя, тот самый мешок за кабиной. Под это их и проектируют. Если же на Каскадии демонтированы аэродинамические щитки и она таскает флатбед, то скорее всего никаких аэродинамических преимуществ она не даст, а то и проиграет 359му. Может таки американцы, на классиках с дайкабами, или низкими спальниками, которые так популярны у них под флатбедами, что то знают, или как минимум про что то догадываются? )) Кстати, есть такой блогер, Дима Малаш, который недавно пересел с Каскадии, на Кен 900, тоже как то не зафиксировал провала классика, по расходу топлива. Думаю достаточно аргументов, чтоб как минимум задуматься, что не всё так очевидно и однозначно. Такое мое мнение. Правильное, или не правильное не знаю, но какое уж есть. ))