Когда этот кабриолет выкатился из ворот завода “Hudson Motor Car Company”, мир погружался в Великую депрессию. Обвал акций на Уолл-стрит, дефицит наличных, безработица… Год на дворе стоял 1929-й.
Но для автомобиля все тяжелые времена остались позади – унеслись в далекую даль вместе с дорожным ветром и выхлопом мотора.
Поездки на старинном автомобиле лучше начинать рано утром, когда разбуженный стартером от спячки мотор лениво прогревается и выбрасывает из себя в сырой и холодный воздух клубы дыма – сизого и едкого, с легкой примесью аромата несгоревшего бензина. Завораживающее зрелище. И вот вижу, что стрелка термометра уже переместилась от цифры 100 к 200 – это значения в градусах Фаренгейта, регулирую холостые обороты приводом воздушной заслонки, и можно трогаться в путь. Но сначала немного о жизненном пути марки “Hudson”.
Что в имени его?
Их было трое: Джозеф Хадсон, Рой Чэпен и Говард Коффин. Первый был финансистом и владельцем известной в те годы сети торговых домов “Hudson’s”, второй – успешным менеджером, третий – промышленником и инженером. Новоиспеченную марку нарекли в честь толстосума отнюдь не потому, что “деньги решают все”. Вряд ли стоило рисовать на радиаторе слово “сoffin” – оно переводится как “гроб”, а одно из значений слова “chap” – трещина. Так что у компаньонов не было широкого выбора из своих имен.
На щитке приборов расположились термометр системы охлаждения, спидометр и одометр, указатель уровня топлива, амперметр и масляный манометр,а также индикатор нагрева карбюратора.
Датой основания “Hudson Motor Car Company” считается 20 февраля 1909 года, а уже 3 июля был собран первый “Хадсон”. Он стартовал с большим успехом. В те годы Америка вставала на колеса, и хорошие продажи ждали в первую очередь тех автопроизводителей, кто делал массовые и дешевые машины. Лавры Генри Форда явно не давали покоя троице из “Hudson Motor Car Company”, предложившей за тысячу долларов автомобиль чуть лучше, чем “Ford Model T”, стоивший лишь на сотню дешевле. И свой кусок пирога они отъели, продав в первый же год 4.000 машин. В 20-е годы продукция под маркой “Hudson” была уже явно не для бедных: на этих автомобилях раскатывали такие именитые персоны, как американский президент Гувер, миллионер Вандербильт и даже великий тенор Карузо.
Педальный привод
Наш “Hudson Super Six” можно назвать типичным американским автомобилем тех лет, скроенным и построенным по классическим канонам, но с небольшими отступлениями.
Облик модели лишен излишеств – нет даже украшения на пробке радиатора. Единственным изыском стала причудливо изогнутая нижняя полоса бампера.
Заводится он, как и все, поворотом ключа в замке зажигания и последующим нажатием на педаль стартера. Смысл этой дополнительной педали в следующем: втягивающего реле тогда не было и сам стартер приходилось “подталкивать” педалью. Обычно в американских машинах тех лет она выглядит как кнопка и находится чуть правее и выше педали газа, но создатели “Хадсона” решили пооригинальничать и сделали педаль стартера именно педалью, причем развернули ее в обратную сторону и приткнули к рычагу переключения передач. Не сказать, что получилось удачно – при запуске приходится неестественно выворачивать ногу.
Посадка за рулем тоже не такая удобная. и дело вовсе не в том, что рулевая колонка высоко задрана, а спинка дивана почти вертикальная – это нормальная компоновка для тех лет. В салон приходится протискиваться, настолько близко диван установлен к рулю, а ведь я человек довольно стройного телосложения. Обод руля упирается в живот, левый локоть – в дверь, голова – в тент, который сразу же решаю сложить. Механизм крыши сделан из массивных деревянных брусков, но убирается быстро и легко. Обилие дерева вызвано тем, что кузов у “Хадсона” называется “Convertible Coupe” с опускающимися боковыми стеклами в хромированных рамках и прилегающим к ним направляющим тента, чтобы в закрытом состоянии превратиться в купе. Дерево и тогда считалось элементом роскоши в салоне, но фирма-производитель из декора расщедрилась только на тоненькие накладки дверей.
Мир механики
Стартер неимоверно долго прокручивает здоровенную “шестерку” объемом 4,7 литра, и кажется, что до первой вспышки проходит целая вечность. “Хадсон” снабжен необычной системой пуска с подогревом карбюратора отработавшими газами, а степень подогрева регулируется в зависимости от погоды – для этого служат рычажок под приборами и указатель уровня нагрева карбюратора. Операции с этим устройством сродни колдовству.
Зеркала заднего вида крепятся к запасным колесам цепочками на защелках.Не самое удачное крепление: при езде зеркала сдвигаются.
Отпускаю ручник – огромный рычаг с непривычной левой стороны, выжимаю педаль сцепления, включаю первую передачу, и машина резво трогается даже без подгазовки. Сцепление не тугое, передачи переключаются быстро и четко, успевай только два раза выжать сцепление при переходе на высшую. Вообще на машинах тех лет с моторами подобного объема первая передача – скорее символическая, можно трогаться и на второй, а при движении оперировать двумя высшими. Вот только при старте со второй мне пришлось поддать газу, иначе есть риск заглохнуть.
Разгоняется “Хадсон” на удивление резво – под капотом приличные 92 л.с., а вот тормозит вяло и для быстрой остановки требует от водителя значительного усилия на педали. Привод у тормозов механический и без усилителя. Но и резко бить по тормозам не стоит – машину начинает разворачивать из-за разной схватываемости правого и левого контуров.
Кабриолет рассчитан на четырех человек – сзади открывается сиденье еще для двоих.
Следить за быстротой движения можно, конечно, по маленькому окошку спидометра барабанного типа, показывающему скорость в милях, но лучше довериться собственным ощущениям – силе встречного ветра, реву мотора и мельканию окружающего пейзажа...
Взгляд назад
Тест “Хадсона” навел меня на интересные мысли. Вот бывают старинные автомобили, не вписывающиеся в современный мир не столько внешне, сколько в вождении. Езда на них – процесс преодоления. А есть такие олдтаймеры, что им и по шестьдесят лет, и по восемьдесят, а за рулем едешь в потоке со всеми наравне и без напряга. И у каждой категории – свои поклонники. “Хадсон”, вне всяких сомнений, – из первой. Типичный старинный автомобиль со своенравным и упрямым характером. Легкое сцепление и резвая динамика обманчивы. Обзорность с водительского места великолепная, но боковые зеркала на запасках от вибраций и тряски слетают. В зеркало заднего вида вмонтированы часы, и каждый раз при взгляде в него глаз невольно фиксирует вначале время, а не ситуацию сзади... Эта машина для любителей перебороть технику и испытать себя.
У самой марки “Hudson” борьба не сложилась. После Великой депрессии все пошло как-то не так. В 30-е годы компании не удалось повторить славу и успех прежних лет, хотя были и победы в автоспорте, и новая восьмицилиндровая модель, и даже кузова обтекаемых форм. Марка без особых успехов и громкой славы дотянула до 50-х, слившись с другой – “Nash”. Потом этот союз преобразовался в “American Motors Corporation”, но автомобили под маркой “Hudson” больше не выпускали.
Иван БАРАНЦЕВ,
фото Дмитрия ОТРОСТКОВА