Среди всех автомобилей “Opel” особняком стоит модель “GT” 1968 года. Ведь это, пожалуй, был первый европейский ответ заокеанским “muscle car”. Яркая внешность и невысокая цена сделали автомобиль весьма популярным среди молодежи Старого Света. А ведь изначально “Opel” даже не собирался выпускать эту модель серийно.
Никто не ожидал, что концепткар 1965 года “Opel Experimental GT”, созданный молодыми сотрудниками дизайн-центра “Opel”, что называется, выстрелит. На Франкфуртском автосалоне он собирал вокруг себя столько народу, что в компании решили сделать из него серийное купе. И уже в 1968 году первые “Opel GT” появились в шоу-румах. Стоила машина с ярким дизайном не- намного дороже обычного седана, а потому была нарасхват у любителей спорткаров.
По меркам шестидесятых интерьер “GT” смотрелся солидно – не хуже, чем у настоящего спорткара.
...Звонко зажужжав стартером, гулко затарахтел под капотом 90-сильный бензиновый мотор объемом 1,9 литра. По кузову, рулю и педалям пошла ощутимая дрожь... Пришлось вспомнить нюансы запуска холодного карбюраторного двигателя. Справа под рулевой колонкой нахожу привод воздушной заслонки, тяну на себя, и холостые обороты становятся стабильными. Теперь можно и осмотреться.
Небольшим рычажком на центральном тоннеле поворотные блоки фар ставились в рабочее положение.
Да, это сейчас салоны автомобилей тех лет кажутся аскетическими. А тогда они удовлетворяли всем требованиям своих поклонников. Тонкий деревянный обод руля, скромные регулировки кресла (естественно – ручные), незамысловатое управление печкой и радиоприемником... Впрочем, это был, по тем меркам, настоящий спорткар, а в нем излишества ни к чему. А вот мне пришлось повозиться, пока подгонял под себя сиденье и настраивал боковые зеркала заднего вида. Особенно помучился с правым (оно предлагалось в качестве опции), до которого с водительского места было непросто дотянуться, а уж сфокусировать его – это целая проблема.
Круглые "немодные" задние фонари дизайнеры "Opel" для "GT" подсмотрели у "Ferrari".
Мотор прогрелся. Я более-менее устроился за рулем. Можно трогаться. С усилием выжимаю тугую педаль сцепления, включаю первую и с легкой подгазовкой трогаюсь с места. Сразу отмечаю четкую, несмотря на возраст, работу коробки передач. Скорости включаются с приятным усилием, преодолевая сопротивление синхронизаторов. Никакой разболтанности, присущей иным современным моделям. Впрочем, здесь и разбалтываться особо нечему – привода механизма переключения передач нет, рычаг КПП торчит прямо из коробки.
В стандартное оснащение входило только одно внешнее зеркало заднего вида – то,что стоит с водительской стороны.
Приятно удивил разгон. Под капотом всего 90 “лошадок”, но ускоряется купе весьма недурно даже по современным меркам. Впрочем, особых технических загадок в этом нет – “Opel GT” весит меньше тонны, так что мощности мотора вполне хватает для хорошей динамики.
Мы выкатили на автобан, и ощущение, что ведешь автомобиль почти полувекового возраста, исчезло! Подвеска мягко отрабатывала мелкие неровности. Кресло, несмотря на отсутствие подголовника и скромный набор регулировок, оказалось удобным. На скоростной трассе автомобиль стоит как влитой, позволяя водителю лишь слегка придерживать руль.
Но когда мы съехали на какую-то извилистую дорожку, пришлось напрячься. Узкие высокопрофильные шины и ходовая часть, позаимствованная у “Opel Kadett B”, который предлагал лишь рессорную подвеску спереди и жесткий мост на пружинах с “тягами Панара” сзади, кажется, вообще отказывались держать машину на той траектории, которую я пытался ей задавать. На поворот тяжелой баранки (никаких усилителей!) купе отвечало с ощутимой задержкой: пока машина выберет свободный ход подвески, пока, кренясь и поскрипывая, встанет на нужный курс... Чтобы быстро пройти только один поворот, уже нужна сноровка. А когда они следуют связкой – это целое испытание и для водителя. Не теряя темпа, “переложить” машину из одного виража в другой почти нереально. Передние колеса встают “плугом”, корму вот-вот сорвет...
Таким поведением автомобиль действительно напоминает классический “muscle car”. Он быстрый, шумный, эффектно выглядит, комфортно едет по прямой и почти неуправляем на скоростных виражах.
...Но расслабляться мне некогда – фотограф из передней машины машет рукой: давай, мол, не отставай!
Кирилл САЗОНОВ,
фото автора и “Opel”
Рюссельсхайм – Москва