Не зря 30-е годы прошлого века историки называют золотым периодом развития автопрома. Именно тогда у популярных моделей стали появляться разные модификации, в том числе и спортивные. Одним из таких интересных экземпляров стала 42-сильная версия “Skoda Rapid II” образца 1938 года – автомобиль, который для своих времен отличался и вполне доступной ценой, и хорошей мощностью. Не надо ухмыляться – в то время даже мотор “Porsche” развивал не намного больше
Кажется, на нас смотрят все пешеходы и водители города Литомышль, по улицам которого я не спеша еду за рулем ретрокара. 1,6-литровый мотор причудливо и громко стрекочет. Еле слышно скрипят рессоры и брякают рычаги.
В салоне меня окружает изъеденная временем, но все еще добротная деревянная отделка и натуральная кожа, от которой исходит винтажный запах... Ни в одном современном автомобиле я не испытывал такого захватывающего чувства драйва, как за рулем “Skoda Rapid II”. А ведь он появился на свет 75 лет назад...
На передней панели все просто и лаконично: замок зажигания, большой спидометр,
центральное зеркало, тумблер управления поворотниками...
...Вначале привыкать мне приходилось не к органам управления, а к расположенному справа рулю. Хотя большинство европейских автомобилей перед Второй мировой войной уже были леворульными, у “Skoda” рулевая колонка “переедет” налево лишь в 40-х годах по настоянию немецких властей.
...Огромная баранка упирается в колени. Пытаюсь взять ее в точках хвата “без пятнадцати три”, но понимаю, что о заученных приемах сейчас лучше забыть. Как бы так ухватиться за руль, чтобы лучше чувствовать машину на прямой, чтобы лучше ощущать связь с колесами в поворотах? Пугающее чувство непокорности автомобиля не покидает до тех пор, пока руки сами не приноровятся к тому, где держать баранку и как сильно ее надо вращать.
Я полагал, что “Rapid” с его простой рессорной подвеской будет ехать не лучше колесницы. Но я ошибался. Безусловно, машина ощущается довольно плотной, однако даже на колдобинах грубой тряски не было. Еще больше поразило, что у кузова практически нет кренов в поворотах.
По щелчку тумблера на приборной панели индикатор оранжевого цвета выдвигается,циклично мигает, и указывает направление поворота.
– Тормози, тормози! – неожиданно кричит сидящий рядом Томаш, владелец олдтаймера.
Но поздно – мы проехали нужный поворот. Теперь надо разворачиваться. Никакой проблемы я в этом не вижу, потому что места для маневра в пару приемов достаточно. Но на деле все оказалось сложнее. Автомобиль, естественно, лишен всяких усилителей. А коробка передач у него имеет типичную довоенную схему переключения, к которой надо привыкать. Первая скорость включается влево и назад, вторая – по диагонали вправо, третья – вниз, задняя – до конца влево и вверх… Поэтому, пока я крутил баранку туда-сюда, пока ворошил передачами вперед-назад с обязательным двойным выжимом сцепления (в те времена синхронизаторы в лучшем случае ставили лишь на второй и третьей передачах) и всякий раз давил что есть силы на дубовую педаль тормоза, – вспотел так, будто пробежал марафонскую дистанцию
Педальный узел ничем не отличается от современной компоновки,
поэтому адаптироваться к нему сложности не вызывает.
Зато в ходе такого нехитрого тренинга я кое-что усвоил в управлении и даже чуточку сблизился с этим автомобилем. А когда мы наконец-то вырулили на дорогу, по которой можно было ехать бодрым ходом, я даже осмелел – разогнался на первых двух передачах до 40 км/ч, затем перешел на третью и поддал еще газу.
Небольшие боковые зеркала расположены далеко на передних крыльях и не позволяют в полной мере оценить обстановку позади автомобиля.
..Еще до поездки Томаш предупреждал, чтобы я внимательно поглядывал за датчиком температуры масла. Мотор при интенсивном разгоне, работая с максимальной мощностью на высоких оборотах, склонен к перегреву. Но проблема подкралась с той стороны, откуда ее даже не ждали. Через какое-то время двигатель, покашляв, просто заглох.
– Бензин кончился! – развел руками Томаш и стал оправдываться.
На первых порах “Skoda Rapid II” выпускался только как закрытый автомобиль,но спустя год у него появились и модификации с открытым верхом.
С его слов, топлива в баке для сегодняшнего теста было достаточно. Оно, к слову, готовится для олдтаймеров специальным образом: берется дешевый промышленный бензин и в него добавляется присадка на основе свинца – недорогой и эффективный способ. Но Томаш не учел, что у журналистов расход топлива будет гораздо больше, чем у него, хозяина машины. В общем, все списал на “прокладки”, на нас, уверяя, что на самом деле “кушает” автомобиль не больше десяти литров на “сотню”...
Выручил владелец кабриолета “Rapid”, который ехал следом в олдтаймерной группе. Он оказался человеком опытным и припас в багажнике полную канистру с бензином.
...Поворачиваю ключ зажигания, подкачиваю педалью газа бензин к карбюратору, жму на специальную педаль электрического стартера. Чихнув пару раз, мотор завелся.
На обратном пути в центр Литомышля хозяин олдтаймера любезно согласился прокатить меня на заднем диване. Садиться на него оказалось достаточно удобно: дверь широко открывается, спинка переднего сиденья легко складывается вперед, открывая путь на просторный второй ряд. И вот снова на нас оглядываются все прохожие и водители. Но сейчас, когда не отвлекаешься на управление, легко себя представить в том довоенном времени, когда и выпускался “Skoda Rapid II”. Даже окружающий мир из окна олдтаймера порой кажется тебе чуточку черно-белым, как в старой кинохронике...
Алексей ДЕРГАЧЕВ, фото автора и “Skoda”
Литомышль – Москва